Українська English Deutsch Polska Русский

Воспитательная система

Пластовая воспитательная система состоит из трех элементов:

  1. Идейные основы Пласта. Это - высокогуманная идея, закрепленная в пластовой присяге, и воспитательный идеал, который очерчен пластовым законом.
  2. Пластовый метод. Чрезвычайно целесообразная и всесторонняя, проверенная долгими годами пластовая методика самовоспитания.
  3. Воспитательные средства. Средства - это содержание пластовой деятельности.
В реализации пластовой воспитательной системы имеется одно основное требование: все элементы этой системы должны быть одновременно применены. Два первых элемента являются неизменными, ибо их невозможно модифицировать соответственно желаниям или взглядам наставника. Третий элемент, средства, могут изменяться соответственно потребностям. Можно применять одни или другие типы занятий соответственно заинтересованности молодежи, при условии, что все должно быть сбалансировано согласно с общими направляющими деятельности в Пласте.    



Иногда говорят, что цель Пласта - воспитывать, так как это воспитательная организация. В действительности цель, к которой стремимся, это - хороший гражданин. Воспитание - это средство, которое ведет к цели. Это скорее задание на время пребывания в Пласте, чем цель. Это так, как в школе: там учат, но целью является не обучение, а знание, к которому ведет обучение. Воспитывать в пластовой методической системе означает создать соответствующую среду и соответствующие средства для целеустремленного самовоспитания.

Самовоспитание - это процесс постоянной работы над собой. Пластуны и пластунки полностью отвечают за свое всестороннее развитие и выработку своего характера. Это понятие включает добровольное принятие присяги придерживаться пластовых обязанностей.

Работа в группе является неотъемлемой частью самовоспитания и включает умение совместно действовать, организовывать занятия, взаимно заботиться друг о друге. В этом процессе пластунам помогают наставники, играя роль менторов и направляя самостоятельную деятельность молодежи в полезное русло.

Все в Пласте воспитывает: что-то - непосредственно, другое - опосредовано. Пластовые организационные формы - группа, курень (отряд), кош, станица - это прототипы общественных организационных форм. Ее старшина, то есть позиции в пластовой иерархии - это образец общественной системы лидерства. Соответственно, занимая эти должности, пластуны учатся лидерству и общественной активности.

Начальной основой для самовоспитания является добровольность членства в Пласте. Если юноша хочет быть хорошим пластуном, достичь высшей степени, он должен жить согласно трем главным обязанностям. Следовательно, он должен воспитать в себе пластовые приметы и приобрести знания. И к этому его никто не загоняет, ему лишь помогают советом и примером старшие и опытные друзья. Пласт учит молодых людей отвечать самим за свою судьбу, брать ответственность и инициативу в свои руки, то есть доверять самому себе.