Українська English Deutsch Polska Русский

Система воспитания в группе


Наименьшая и основная воспитательная ячейка - малая ватага юношей (6-12 мальчиков или девочек), пластовая группа («гурток»). Эта пластовая группа является прообразом и миниатюрой самостоятельного государства, с полной ответственностью за нее каждого ее члена, и где каждый член выполняет какую-то полезную, точно определенную функцию.

Находясь в группе, юноши определяют из числа самих себя лидеров, вместе принимают решения, преодолевают препятствия и радуются своим успехам. Таким образом, они приобретают самый важный навык, необходимый каждому члену общества - умение сосуществовать в коллективе, находить себя в нем и помогать самореализовываться другим.

Юношеская группа – самая важная основывающая ячейка пластовой организации. В группе происходит основное самовоспитание юношей, то есть главная деятельность по их развитию и в их пользу. Во время занятий в группе, пластуны познают идеалы и организацию Пласта, развиваются физически, умственно, социально, духовно. В группе находятся юноши  с разными способностями и таким образом помогают друг другу в развитии.

Почему группа?
  • юношам приятно и полезно быть членами группы;
  • в группе легко общаться и вместе работать;
  • каждый имеет активную и ответственную роль, члены учатся правам и обязанностям;
  • группа - малая клетка общества; в
  •  группе дети действуют вместе и чувствуют силу общего действия;
  • каждый может помочь другому.
 
Знак отличия групы
 
Флажок групы

Название и символика пластовой группы
Пластовая группа выбирает сама себе название и свой символ. Обычно это название зверя, птицы или растения. Группа может иметь свой цвет, свое знамя и тотем. Знамя носит и хранит лидер группы («гуртковой»). Тотем носит заместитель «гурткового» или выбранный для этого член группы.

Традиции пластовых групп
Группа может создавать и внедрять в жизнь свои обычаи. Например, группа может иметь свою песню, можно иметь свой оригинальный способ открытия или закрытия собраний; может быть традиция лагеря группы как добавление к другим куренным или краевым.

Обязанности и права членов группы
Каждый член юношеской группы

  • активно участвует во всех пластовых занятиях группы и, в случае препятствия, будет оправдывать свое отсутствие;
  • активно участвует в планировании, течении и анализе работы всей группы:
  • проявляет инициативу, заявляет о своем желании выполнения конкретных заданий, которые являются частью общего плана работы;
  • сотрудничает с другими членами группы;
  • имеет право быть лидером группы;
  • должен иметь возможность осуществлять ответственный и полезный труд.
Деловоды пластовых групп
Члены группы избирают среди себя своих лидеров - деловодов, каждый из которых имеет свои обязанности.

Лидер группы («гуртковой»)
  • возглавляет свой кружок и выступает от имени группы;
  • постоянно общается с членами группы;
  • заботится о том, чтобы все принимали участие в работе группы, получали пластовые степени и наилучшим образом проявляли свой потенциал;
  • заботится о том, чтобы группа имела план работы, чтобы этот план включал пластовую программу;
  • следит за работой деловодов и следит, чтобы все выполняли свои обязанности;
  • входит в состав совета лидеров групп в курене;
  • ведет книгу группы.
Заместитель «гурткового» (судья группы)
  • замещает лидера группы, когда он не может выполнять своих обязанностей;
  • фиксирует присутствие членов на занятиях;
  • в группе предлагает признания или предостережения членам группы.
  • пишет протоколы занятий группы;
  • ведет вместе с группой переписку.
Хроникер

Казначей
  • собирает членские взносы или любые оплаты, которые должны быть в группе;
  • сохраняет все счета и чеки;
  • хранит деньги в безопасном месте.
«Хозяин»
  • предлагает план имущественных нужд для одобрения группой;
  • делает закупки имущества и хранит его в порядке.
Дополнительные деловоды за потребностью

Работа в группе в первую очередь реализуется на еженедельных собраниях группы. Групповые занятия приучают юношей стремиться к определенному идеальному образу пластуна-гражданина. Занятия проходят раз в неделю и продолжаются 1,5-2 часа. Программа каждого занятия является чрезвычайно насыщенной, она готовится вначале наставником, а позже - самими пластунами.

В основном занятия состоят из таких элементов:
  • Открытие
  • «Гутирка» - интерактивная дискуссия, обсуждение
    Самый сложный пункт программы занятия. Слово «гутирка» происходит от украинского "гуторыты" и означает, что это должен быть интересный и недолгий разговор, обсуждение. «Гутирка» - это обмен мыслями в группе на определенную, очерченную тему, где наставник группы не является учителем, а только направляет обсуждение в в нужную цель и тему. Все присутствующие должны активно участвовать и выражать свои мнения, замечания и вопросы. Основное задание «гутирки» - формировать у молодежи взгляд на разные интересные ее темы, проблемы, постепенно перестраивать и скреплять ее мировоззрение основываясь на идеях Пласта.
  • Игры
  • Пение
  • Административные и организационные дела
  • Инструктаж
    Пластовая программа предусматривает приобретение разных знаний и навыков. Именно при помощи инструктажей передается основная часть знаний, практическое применение которых проходит во время занятий в природе.
  • Ручные работы или рукоделие
  • Планирование
  • Закрытие